В рамках Года семьи 16 марта 2024 года прошло консультирование для родителей по вопросам детско-родительских отношений.
Тема детско-родительских отношений занимает одно из важных мест в психологической науке. Опыт ребёнка, полученный им в семейных отношениях, является фундаментальным для формирования его личностных
Подробно рассмотрим 6 типов детско-родительских взаимоотношений.
Попустительский (либеральный стиль)
Либеральный стиль воспитания заключается в потакании ребёнку, вседозволенности и отсутствии дисциплины. В стремлении получить детскую привязанность и любовь родители не выполняют многие родительские функции, в частности, не регулируют поведение ребёнка, не устанавливают ограничения, рамки и правила.
Чрезмерное потакание является очень вредным для ребёнка, и попустительство на самом деле характеризуется отсутствием любви: родители любят не самого ребёнка, а свои чувства по отношению к нему.
Макаренко А. С. называет такой тип взаимоотношений самым безнравственным, поскольку он приводит к формированию у ребёнка таких черт, как эгоистичность, расчётливость и лицемерие.
В результате такого потакания ребёнок привыкает к удовлетворению своих желаний и капризов, растёт в атмосфере вседозволенности, неизбежно чувствуя в этом проявление равнодушия и пренебрежения к себе.
Индифферентный (отчуждённый) стиль
Такой тип родительского поведения характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Как и при попустительском стиле, родители не контролируют жизнь и поведение ребёнка, не устанавливают ограничений и правил, но происходит это не из желания угодить и завоевать любовь, а из-за отсутствия заинтересованности в воспитании собственных детей: как правило, внимание таких родителей сосредоточено на собственных проблемах и личной жизни.
Отчуждение подразумевает пренебрежительное, безразличное отношение к личности ребёнка, отсутствие интереса к его жизни, развитию и внутреннему миру. Родители закрыты для общения с ребёнком, они будто «не замечают» его.
Такой стиль крайне негативно, даже разрушительно, влияет на психику ребёнка, поскольку он не ощущает любви, уверенности, собственной нужности и защищённости. Отсутствие эмоциональных контактов, тёплых взаимоотношений препятствует нормальному развитию душевных и личностных качеств. Человеку, выросшему в таких условиях, всю жизнь будет не хватать любви, которой он был лишён со стороны родителей.
Авторитарный стиль
Для авторитарного стиля характерны подавление личности ребёнка, высокая степень контроля его действий и поступков, установление жёстких ограничений и правил, а также наказания за проступки и неудачи. Целью родителей при этом является воспитание послушного, исполнительного и «удобного» ребёнка, подчинение его свой воле. Такие отношения исключают душевную близость, что приводит к конфликтам и враждебности.
Следствием постоянного подавления является растущая пропасть антагонизма между родителями и детьми. Формальная власть, основанная на страхе и беспрекословном подчинении, вызывает у ребёнка неприятие и сопротивление.
Результатом такого воспитания может быть либо развитие деспотических черт характера (конфликтность, мстительность, агрессивность), либо, напротив, слабая жизненная позиция (неуверенность в себе, жертвенность, безответственность и безынициативность).
Авторитетный (демократический) стиль
При авторитетном стиле взаимоотношений родители ориентированы на личность ребёнка, раскрытие его потенциала и талантов, формирование тёплых и душевных отношений в семье. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность детей в соответствии с их возрастными возможностями, их активную роль в семье и в собственной жизни.
В отношениях преобладает атмосфера любви, принятия, уважения и взаимной поддержки, однако при этом родители устанавливают необходимые правила и ограничения. Их выполнение достигается не применением силы и давления, а посредством диалога с ребёнком, доводов и убеждения, таким образом соблюдается баланс между контролем и независимостью. Послушание детей в такой семье основано на личном авторитете взрослых как мудрых, любящих людей.
Такой вид взаимоотношений способствует наиболее гармоничному и разностороннему развитию личности ребенка, формированию у него в целом положительного отношения к миру, к другим и к себе, умению брать ответственность за свою жизнь и поступки, умения вступать в доверительные и близкие отношения. Пожалуй, самое главное, что можно сказать об этом стиле воспитания – только в его основе лежит истинная, безусловная любовь – самый ценный дар, который родители могут дать своему ребёнку.
Гиперопекающий стиль
Такой стиль взаимоотношений характеризуется стремлением родителей полностью оградить ребёнка от любых потенциальных трудностей и опасностей из-за страха и тревоги за его благополучие, выполнять желания ребёнка и всегда быть рядом с ним.
Хотя в таких отношениях присутствует эмоциональная близость, именно она становится препятствием предоставлению свободы ребёнку для его полноценного развития и становления личности. Недаром про такой тип отношений говорят, что «от любви можно задохнуться».
За стремлением взрослых делать все за него ребёнок видит недоверие к своим возможностям, что приводит к неуверенности в себе, в то время как постоянное лишение самостоятельности подавляет инициативу и свободную волю ребёнка, его творческую энергию и познавательную активность. Гиперопекающий стиль воспитания закладывает в ребёнке зависимость, пассивность, безволие и беспомощность, тормозит формирование навыков и умений, развитие трудолюбия и настойчивости в достижении целей.
Необходимо отметить, что в основе такого стиля взаимоотношений лежит не любовь, а эгоистическое желание привязать ребёнка к себе. Искренне считая своё отношение к ребёнку подлинной любовью, на самом деле родитель любит исключительно себя, и жертвой такой «любви» становится судьба ребёнка, его счастье, самостоятельность и жизнь.
В результате гиперопекающего стиля отношений как правило формируется зависимая, неуверенная в себе и безынициативная личность, либо избалованный, капризный и требовательный «домашний тиран».
Хаотический стиль
Подобный стиль характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, определенных и чётко выраженных требований к ребёнку. Это может быть следствием отсутствия у родителей последовательности в тактике воспитания, либо существованием между взрослыми разногласий в вопросе выбора воспитательных средств и методов.
Резкие и непредсказуемые изменения в отношениях с детьми (от наказаний и слёз до проявлений ласки) приводят к потере родительского влияния и авторитета, в результате чего ребёнок становится неуправляемым, агрессивным, пренебрегает мнением взрослых.
Непоследовательные действия и реакции родителей, отсутствие чётких ориентиров в поведении и оценках лишают ребёнка чувства стабильности, приводят к его неуверенности, импульсивности, тревожности и даже социальной дезадаптации. Конфликты между членами семьи, возникающие на почве воспитания ребёнка, могут привести к возникновению у него невротических реакций.
На основании анализа изученной литературы была составлена сравнительная таблица стилей детско-родительских отношений, в которой я рассмотрела, как тип взаимоотношений влияет на общую атмосферу в семье, удовлетворение различных потребностей ребёнка, формирование его личности и отношений с родителями. Важно подчеркнуть, что приведённая таблица является схематической и отражает только «чистые» виды взаимоотношений, в то время как в реальности каждая семья индивидуальна, и встречается множество смешанных и более сложных вариантов. Кроме того, она учитывает только влияние семьи, которое, хотя и является весьма значимым, в жизни дополняется внешними факторами – влиянием социальных институтов, особенно педагогов, окружения, общим культурным уровнем страны, доминирующим мировоззрением, принятой идеологией и т.д. К примеру, положительное влияние внешних факторов может отчасти сгладить последствия неблагополучных семейных взаимоотношений, компенсируя некоторые их недостатки и восполняя неудовлетворённые потребности.
Отмечу здесь, что только авторитетный тип взаимоотношений позволяет пройти через трудности подросткового возраста, сохранив отношения и тёплый контакт с ребёнком. Если для маленького ребёнка авторитет родителей несомненен, то по мере его взросления родителю уже недостаточно быть просто старше. Для сохранения авторитетной позиции необходимы такие личные качества, как мудрость, справедливость, взрослый должен быть интересен в общении для ребёнка. Таким образом, родители оказываются перед выбором: либо сохранить и заслужить авторитет, либо выбрать любой другой стиль детско-родительских взаимоотношений. И если личностных качеств взрослого не хватает для того, чтобы завоевать авторитет, уважение и доверие подрастающего ребёнка, стать для него референтом, эталоном, то у родителя остаётся два пути: пытаться силой отстаивать свою позицию или же махнуть рукой и отойти от воспитательного процесса.
Первый путь — отстаивать свою позицию силой, — это путь чрезмерного контроля, когда личность ребёнка подавляется (деспотизм и тирания в случае авторитарного стиля, преувеличенная забота в случае гиперопекающего стиля) – родителю не приходится работать над собой, менять свои личностные качества и искать компромиссные пути, конфликты разрешаются принуждением ребёнка следовать воле родителя.
Второй путь — не осуществлять регуляцию поведения ребёнка (попустительский и индифферентный стили) – удобство в том, что от родителя не требуется ни усилий, ни временных затрат, ни душевных сил, конфликты разрешаются довольно быстро уступками в пользу ребёнка, в это время родители получают возможность заниматься своей взрослой жизнью.
Однако, кажущаяся лёгкость этих двух путей (в сравнении со сложностью стать для ребёнка авторитетом) весьма обманчива. Опасность их в том, что проблемы взаимоотношений, накапливаясь незаметно, приводят к очень тяжёлым и пагубным последствиям, преодоление которых требует гораздо более серьёзных усилий.
Нетрудно заметить, что эти пути не подразумевают настоящей любви к ребёнку, и дети очень тонко это чувствуют, глубоко страдая от неудовлетворения этой жизненно важной потребности, от голода по любви и душевному теплу.
Как же стать авторитетом для своего ребёнка? Ответ одновременно прост и сложен. Быть собой, понимать себя, относиться с уважением к самому себе, к другим людям и к своему ребёнку. Уметь по-настоящему видеть другого человека, в том числе ребёнка — без своих проекций, ожиданий и иллюзий. Уметь любить. Выстраивать и уважать границы — как свои, так и других людей. Стать для ребёнка достойным примером человека, любящего и мужественного, искреннего и настоящего. Кому-то это даётся легче, другим приходится долго работать над собой, но этот путь определённо стоит затраченных сил.
Если вы чувствуете перекосы в воспитании, непонимание во взаимоотношениях с ребёнком или влияние своих собственных нерешённых психологических проблем на отношения в семье — не бойтесь искать поддержки и психологической помощи! Это могут быть центры психологической помощи, тренинги по детско-родительским отношениям и, конечно, индивидуальная психотерапия.
Н.В. Парницкая, педагог-психолог